Главная Новости Документы Контакты
  • Русский
  • Қазақ тілі
  • English
«КОНКУРЕНЦИЯ ПО-ПОЛЬСКИ» СЕРИЯ 3. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СЕКТОРА ПОЛЬШИ С АКЦЕНТОМ НА PKP POLSKIE LINIE KOLEJOWE (PKP PLK)

Польская модель построена на четком разделении:
— Министерство инфраструктуры задает стратегию и координирует.
— PKP PLK управляет инфраструктурой.
— PKP Cargo, PKP Intercity, PKP LHS — операторы (грузовые и пассажирские).

— UTK (Управление железнодорожного транспорта) — независимый регулятор, обеспечивающий лицензирование, контроль, безопасность и защиту прав пассажиров.
Железнодорожный научно-исследовательский институт — отвечает за развитие технологий и сертификацию.
Национальная комиссия по расследованию ж/д происшествий — отдельный независимый орган.
PKP PLK — государственный инфраструктурный оператор железных дорог Польши, управляет всей железнодорожной сетью страны, но не занимается перевозками. Их задача — сделать так, чтобы рельсы были в порядке, мощности — доступны, а рынок — открыт.

Что именно делает PKP PLK:
1. Управляет инфраструктурой:
— 18 000+ км путей
— 15 000 стрелочных переводов
— 8 000 станций и остановочных пунктов
— контактные сети, сигнальные системы, диспетчеризация — все на их балансе.

2. Открывает доступ к путям перевозчикам:
Любой перевозчик, от государственного до частного, должен согласовать график и слот движения поездов через PKP PLK. Для этого есть цифровая система подачи заявок, распределения слотов и резервирования мощностей.

3. Планирует и реализует инвестиции в инфраструктуру:
По сути, PKP PLK — крупнейший бенефициар железнодорожных инвестиций ЕС. Только за 2014–2023 годы они реализовали проекты на свыше 10 млрд евро, включая модернизацию ключевых коридоров, обновление сигнализации и переход на европейские стандарты (ERTMS, ETCS).

4. Цифровизирует управление сетью:
— Внедрены системы автоматического управления движением, мониторинга путевой инфраструктуры, электронного документооборота с перевозчиками.
— Оперативные данные по загрузке участков и ремонтам доступны в реальном времени.

5. Отчитывается перед UTK — независимым регулятором:
— UTK контролирует, не создает ли PKP PLK дискриминационных условий,
— следит за тарифной политикой, качеством инфраструктуры, сроками ремонтов и соблюдением нейтралитета при взаимодействии с разными перевозчиками.

Почему эта модель работает:
— PKP PLK не заинтересован в перевозке грузов — у него нет своих локомотивов и вагонов, а значит, он не конкурирует с частными перевозчиками.
— Все перевозчики — в равных условиях, доступ к инфраструктуре открыт.
— Вся логика бизнеса PKP PLK — это эффективное управление сетью, безопасность, ремонт и инвестиции.

Вывод для Казахстана:
Пока мы спорим, может ли КТЖ быть и арбитром, и игроком на поле, Польша давно провела черту.
PKP PLK — это чистый оператор инфраструктуры.
И именно это дало шанс развиться десяткам частных грузовых и пассажирских компаний.

Вообще польская железнодорожная система считается одной из самых успешных кейсов в Восточной Европе по интеграции рыночных механизмов в государственную инфраструктуру

Все заявки на доступ к инфраструктуре проходят через централизованную цифровую платформу PKP PLK. Это гарантирует равный доступ как для национальных, так и для частных перевозчиков.
UTK имеет полный цифровой доступ к данным PKP PLK, включая информацию о задержках, ремонтах, перегрузках участков.

Это позволяет регулятору в режиме реального времени оценивать работу инфраструктуры и защищать интересы участников рынка.

Любое изменение в правилах доступа, обслуживании или стоимости использования путей согласовывается с UTK. Это исключает дискриминационные условия и поддерживает баланс интересов между оператором и рынком.

Все инфраструктурные проекты PKP PLK проходят аудит UTK — как с точки зрения целесообразности, так и эффективности расходования средств (в том числе получаемых из фондов ЕС).

Модель взаимодействия PKP PLK (инфраструктурного оператора) и UTK (регулятора) давно превратилась в эталон для стран, которые хотят реформировать свою железнодорожную систему не «на бумаге», а в реальности.

Польский кейс показывает, что без разделения функций, прозрачных IT-систем и сильного регулятора либерализация невозможна. Она либо имитируется, либо разваливается под давлением интересов собственника инфраструктуры.